2 февраля 2015 года студенты колледжа с Ларченковой Маргаритой Михайловной и Башкировым Игорем Александровичем встретились с ветераном Великой отечественной войны Шестаковым Иваном Афанасьевичем. Вот что он рассказал о себе:
Я родился в семье колхозников в деревне Столыпино Ильинского района, который позднее вошел в состав Западнодвинского района, – вспоминает ветеран. – Когда началась Великая Отечественная, мы жили в соседней деревне Садонинки. Отец сразу ушел на фронт, и с тех пор мы его больше не видели – он погиб. Сражался с фашистами и мой старший брат Николай, он прошел всю войну и вернулся домой.
Мы же с мамой в июле 1941-го оказались в оккупации. Мне было 15 лет, и я очень переживал, что пока не могу взять в руки оружие и помочь Родине в это тяжелое время. К счастью, под немцами мы были недолго – в январе 1942-го наши войска освободили от фашистов территорию, где располагалась деревня. Прекрасно помню, как они в спешке бежали прочь, узнав, что Красная Армия уже близко.
Сам Иван Шестаков попал на фронт только в 1944-м, пройдя подготовку в военном училище в городе Кирове Смоленской области.
– Я воевал в минометной бригаде. Боевое крещение принял во время освобождения Варшавы. Не скрою, было страшно. Мы обстреливали немцев, а они в свою очередь пытались подавить ответным артиллерийским огнем наши позиции. Не дай вам Бог, дети, испытать то ноющее чувство тревоги, когда рядом разрываются снаряды, а ты гадаешь, прилетит он в твой окоп или нет. Но самое тяжелое – это терять товарищей. В том первом для меня бою очень много погибло ребят из нашей бригады…
Потом Иван Афанасьевич участвовал еще во многих сражениях. За доблесть, проявленную при взятии города-крепости Кюстрина, получил медаль «За отвагу». Но о наградах он говорить не любит:
– Да что тут рассказывать, никаких особых подвигов я не совершал, просто старался честно воевать, не подводить своих однополчан.
24 апреля 1945 года Ивана Шестакова тяжело ранило во время уличных боев в Берлине.
– Немцы сражались отчаянно, но нас было уже не остановить. Зная, что Победа близка, мы яростно шли вперед, не щадя себя. На одной из улиц после артиллерийского обстрела я получил осколочные ранения в обе ноги и правую руку. Помню не боль, а чувство досады от того, что не могу помочь товарищам брать Берлин и добивать проклятых фашистов. До 1946 года мне пришлось залечивать раны в госпиталях – сначала в Штраусберге, потом в Познани. А правая нога так с тех пор и не гнется.
– А что вы почувствовали, когда узнали, что война закончилась? – спрашивают ребята.
– Это трудно словами передать. Огромную радость и облегчение от того, что вновь настал мир. Мне тогда всего 19 было. Вся жизнь впереди. И еще одна – позади. Война – страшное дело. Но, главное, ребята, не дойти на ней до ожесточения, сохранить человечность.
После возвращения на родину Иван Афанасьевич выучился в Калинине на бухгалтера и потом долгие годы работал в этой должности на Западнодвинском молокозаводе. В 1954 году встретил свою первую и единственную любовь. С Валентиной Николаевной, которая 32 года преподавала биологию в Западнодвинской средней школе №2, они живут душа в душу уже больше 60 лет. Вырастили двух замечательных сыновей, а они подарили им двух внуков и одну внучку. |